musa_abadiev (musa_abadiev) wrote,
musa_abadiev
musa_abadiev

Categories:

О НЕКОТОРЫХ ПРИЗЫВАХ К НОВОВВЕДЕНИЯМ В ВЕРОУБЕЖДЕНИИ В ИНГУШЕТИИ





Как-то на одном из своих выступлений покойный муфтий Дагестана Саийдмухаммад-Хаджи Абубакаров сказал о приверженцах ваххабитского призыва: "Вы их послушайте, ведь и 15 минут не проходит как они начинают противоречить шариату!". Истинность этих слов для нас, время от времени следящих за выступлениями проповедников ваххабитского призыва, подтверждалась не раз. У нас уже собрался определенный материал и мы даже планируем издать этот сборник вместе с комментариями на основе книг ученых Ахлюс-Сунна валь-Джамаа. В очередной раз наше внимание привлекла публикация на странице самого популярного из проповедников ваххабитского призыва в Ингушетии под названием "Акида имама Шафии". После небольшого ознакомления с содержанием публикации мы сразу же поняли, что имеем дело с очередным подлогом. Порой нам кажется, что подобные вбросы с очевидными противоречиями вероубеждению Ахлюс-Сунна валь-Джамаа делаются для того, чтобы проверить бдительность мусульман. Увы, нет! К сожалению, это только маленький фрагмент большой программы по оболваниванию мусульман Ингушетии. Если во второстепенных вопросах - вопросах исламского права - мы с уверенностью можем говорить о законности разногласий среди ученых-муджтахидов и дозволенности следовать за любым из них, то в вопросах фундаментальных - вопросах вероубеждения - такой плюрализм мнений недопустим и это та область, в которой приверженцы истины должны заплатить высокую цену в виде единства, чтобы нследовать истине.
Перейдем к разбору самой публикации (скриншот прилагается). Как мы видим, приводится источник, из которой она взята, а также цепочка передатчиков. Непосвященным в подобные тонкости мусульманам (на них и рассчитан этот вброс) мало о чем говорят имена передатчиков, название книги - "Табакатуль-ханабиля", а также имя ее автора - Кади Абу Яъла. Как мы видим, среди передатчиков значится имя Абу Талиба аль-Ашари. Что говорят ученые об этом передатчике и конкретно о сообщении о вероубеждении имама аш-Шафии?
Имам, выдающийся ученый, халисовед, хафиз аз-Захаби говорит в своей книге "Мизануль-Иътидаль":
"Мухаммад бин Али бин аль-Фатх абу Талиб аль-Ашари - известный правдивый шейх, однако ему приводили некоторые вещи [т.е. выдуманные] и он передавал их с искренностью, из них является выдуманный хадис о ценности ночь Ашура и ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ АШ-ШАФИИ". Эти слова имама аз-Захаби приводит другой выдающийся ученый-хадисовед, прозванный повелителем правоверных в науке хадиса, имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге "Лисануль-Мизан" и не спорит с ними. Необоснованность и выдуманность содержимого публикации, размещенной на странице одного из проповедников ваххабитского призыва, которая насчитывает ни много ни мало 28 000 подписчиков, налицо.
Необходимо отметить, что нельзя обвинять самого абу Талиба аль-Ашари в выдумывании сообщений, не он сам выдумывал их, когда он постарел и ослабли его органы чувств, он стал таким, что его голова начала трястись, его ученики читали ему все, что угодно, и это то, что хадисоведы называют "талкийн", т.е. возможно внушение человеку любой вещи и он говорит ее, или в его присутствии читают ее, а он подтверждает.
Но нет места оправданию для самого проповедника, последователями которого создана страница, так как он ясно, прямым текстом подтвердил в многочисленных проповедях свою приверженность этому искаженному вероубеждению, которое является таковым с точки зрения ученых-шафиитов и вообще ученых-суннитов. Так определил приверженцев нововведений имам Абн Хаджар аль-Хайтами: «Это те, кто не стоит на пути Ахлюс-Сунна валь-Джамаа – а Ахлюс-Сунна валь-Джамаа подразумевает последователей шейхов Абу аль-Хасана аль-Ашари и Абу Мансура аль-Матуриди, двух имамов. (Ахли-Сунна» [см. Ибн Хаджар аль-Хайтами «Аль-Фатаваль-Хадисиййя», стр. 280].)

На одном из своих выступлений данный проповедник даже позволил себе указывать на свои органы, утверждая о наличии органов у Всевышнего Аллаха. Это то самое действие, слова имама Малика (да будет доволен им Аллах) о котором приводит Кади Ияд: "Кто опишет что-либо из Сущности Всевышнего и укажет на что-нибудь из своего тела, как рука или уши или глаза, то надо отрезать это от него, потому что он уподобил Всевышнего себе" ("Аш-Шифа" Кадия Ияда, с.1053-1054).
Мы были бы обязаны расценить это как случайную ошибку с его стороны, если бы не его отрицательная реакция на 1,5-часовую видеолекцию, в которой на основе книг признанных ученых Ахлюс-Сунна валь-Джамаа ему былы разъяснены его ошибки. Однако вернемся к обсуждаемой нами публикации. После разбора выдуманности данной передачи хотели бы сказать пару слов о Кадие Абу Яъла, который является автором упомянутой книги "Табакатуль-Ханабиля". На заблуждения этого человека и на непричастность ханбалитов к вероубеждению Кадия Абу Яълы указал в своей замечательной книге "Дафъуш-Шубухатут-Ташбих" имам, ученый ханбалитского мазхаба, хафиз ибн Джавзи:
"Позднее я обнаружил. что некоторые из последователей нашего мазхаба высказали недопустимые идеи относительно основ веры, а трое из них - Абу Абдулла бин Хамид, его ученик КАДИ АБУ ЯЪЛА и Ибн аз-Загyни даже написали книги, которыми опорочили мазхаб. Эти люди опустились до уровня простолюдинов и приписали Аллаху ощущаемые атрибуты и заявили о том, что якобы Аллах создал человека по Своему подобию. Они приписали Аллаху образ, лицо, которое является дополнением Его сущности, глаза, рот, язычки, зубы, светильники, украшающие Его лицо, руки, пальцы, кисть, мизинец, большой палец, грудь, бедро, голени, стопы. После всего этого они заявляют: «Но у нас нет информации о наличии у Него головы». Они же заявляют: «Он может прикасаться и к Нему можно прикоснуться, Он может приблизить своего раба к Своей Сущности», некоторые из них заявили: «Он дышит». И в конце они говорят простолюдинам: «Однако, все это не поддается осмыслению человеческим разумом». Эти люди прибегли к дословной трактовке божественных атрибутов, назвав их «изо-бретенные нарицательные атрибуты», у них по этому поводу нет никаких доводов ни в священных текстах, ни в разумных
доводах. Они не обращают внимания на священные тексты, отвергающие буквальную трактовку божественных атрибутов. Более того, они даже не отрицают буквальные значения, указывающие на «возникновение». Они выдумали «атрибуты действия» и атрибуты сути. Заявив о признании этих атрибутов, они отказались давать им соответствующие языковые значения, например, рука - милость и могущество, приближение, приход - милость и доброта, голень - тягость, наоборот, они сказали: «Мы будем трактовать эти атрибуты в буквальном значении. Известные значения этих атрибутов связаны с человеком. И все известное по мере возможности следует трактовать в прямом смысле, а не переносном». После этого, чтобы избавиться от прозвища «мушаббиха» [уподобляющие Аллаха творениям] они говорят: «Мы последователи сунны», на самом же деле их учение явно мушаббихитское. За этими людьми последовали невежественные простолюдины, я пытался наставлять их и говорил: «О коллеги, разве вы не являетесь приверженцами священных текстов? Разве вы забыли, что ваш великий имам Ахмад бин Ханбал, да смилостивится над ним Аллах, даже под плетьми плача говорил: «Как я могу говорить то, чего не сказал Он?!».
Абу Хамид ат-Тамими об этом человеке написал следующее: «Абу Яъла так опозорил ханбалитский мазхаб, что этот позор не смоют даже воды моря. Об этом сообщает Ибн аль-Асир и Абу ал-Фидаъ. Он приписал имаму Ахмаду такие вещи, от которых тот вообще был дaлек. Ибн Бадран ад-Дашти, критикуя раздел "Об утверждении границ" из книги Абу Яъла, писал о том, что это является великим позором. Хочется предупредить читателя, что Кади Абу Яъла и хафиз Абу Яъла Ахмад бин Али ал-Мусыли являются разными людьми, второй является передатчиком книги Абу Юсуфа от Башара бин ал-Валида.

В завершение хотим разъяснить к какому мазхабу в вероубеждении принадлежали и принадлежат до сих пор ученые-шафииты, такие как Абу Абдуллах Хусейн ибн Хасан аль-Халими (ум. 403 х), Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х), Абу Мухаммад аль-Джувейни (ум. 438 х), Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449 х), Аль-Байхаки (384-458 х), Абуль-Касим аль-Кушейри (376-465 г.х), Абу Исхак аш-Ширази (393-476 х), Абуль-Маали аль-Джувейни (419-478 х), Абу Саид аль-Мутавали (426-478 х), Абуль-Махасин ар-Рувьяни (ум. 502 х), Абу Хамид аль-Газали (450-505 х), Абу Бакр аш-Шаши (429-507 х), Абу Мухаммад аль-Багави (436-510 х), Абу Шуджа аль-Асбахани (533-593 х), Фахруддин ар-Рази (544-606 х), Ибн ас-Салях (577-643 х), Иззуддин ибн Абдуссалам (577-660 х), Сайфуддин аль-Амиди (551-631 х), Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665 х), ар-Рафии (555-623 х), Мухйиддин ан-Навави (631-676 х), Таджуддин аль-Мусили (ум. 671 х), аль-Байдави (ум. 685 х), Ибн Дакик аль-Ид (625-702 х), Ибн Риф’ат (645-710 х), Бадруддин ибн Джама'а (639-733 х), Джалалуддин аль-Иснави (704-772 х), аль-Азра’и (ум. 783 х), Такыюддин ас-Субки (683-756 х) и его сын Таджуддин ас-Субки (727-771 х), Иззуддин ибн Джама’а (694-767 х), Ибн ан-Накиб аль-Мисри (702-769 х), Бадруддин аз-Заркаши (745-794 х), Ибн аль-Мулаккин (723-804 х), Сираджуддин аль-Булькини (724-805 х), Камалуддин ад-Дамири (742-808 х), Такыюддин аль-Хисни (752-829 х), Ибн аль-Мукри (ум. 837 х), аль-Махалли (790-863 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), Бафадль аль-Хадрами (850-918 х), Закарийя аль-Ансари (823-926 х), аль-Муджаззад (ум. 930 х), Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х), Шихабуддин ар-Рамли (ум. 957 х) и его сын Шамсуддин ар-Рамли (919-1004 х), Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 х), аль-Газзи (904-984 х), Ибн Касим аль-Аббади (ум. 994 х), аль-Кальюби (ум. 1069 х), Али аль-Шабрамиллиси (ум.1087 х), аль-Буджайрими (1131-1221 х), аль-Байджури (1198-1276 х), Абу Бакр ад-Димъяти (ум. 1300 х), Абдул-Хамид аш-Ширвани (ум. 1301 х), Мухаммад Навави аль-Джави(ум. 1316 х), Мухаммад ибн Абдуллах аль-Джурдани (ум. 1331 х), Мухаммад аль-Хаджар (1340-1428 х), Мустафа аль-Буга (род. 1357 х/1938 г), Вахба аз-Зухайли (род. 1351 х/1932 г), Мухаммад аз-Зухайли (род. 1360 х/1941 г), Хасан Хиту (род. 1362 х/1943 г) и др. Все они на мазхабе ашъаритов. Имам шафиитов своего времени, муджтахид, шейхуль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази:
«Абуль-Хасан аль-Ашъари (да помилует его Аллах) - имам Ахлюс-Сунна. Большинство шафиитов на его мазхабе (в вероубеждении), и его мазхаб (в вероубеждении) - мазхаб людей истины» (Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/376).
Мазхаб ашъаритов отличается от ваххабитского тем, что считает понятия "где?" и "когда?" неприменимыми к Всевышнему Аллаху в виду того, что пространство и время - это Его творения, Он не подвержен изменениям и существует также, как существовал до их сотворения.
Он не похож ни на что и ничто не похоже на Него. Вся эта азбучная истина закоючается в суре "Ихлас". Этим истинам противоречит распространяемое приверженцами нововведений убеждение, что трон скрипит под тяжестью веса Аллаха; Аллах способен утвердиться на крыльях комара; между человеком и Аллахом есть сходства; у Аллаха есть глаза, уши, руки, ноги, лик; у него есть стопа, он смеется, двигается, спускается, бегает.
В отношение же аятов и хадисов, которые могут дать при их буквальном толковании уподобление Аллаха творениям, в мазхабе ашъаритов существуют два направления - тафвид и таъвиль. Первое заключается в том, что данные аяты и хадисы не толкуются ни буквально, ни переносно, они принимаются и в них верят как в Речь Аллаха, их смысл оставляется Знанию Аллаха. То есть если, к примеру, в Коране приводится выражение "йадуллахи", надо принять его, верить что это Речь Аллаха, никак не переводить и не толковать.
Вторым направлением является таъвиль, т.е. вынужденное толкование данных аятов и хадисов в переносном смысле. Например, у упомянутого в Коране слова "Йад" в арабском языке есть множество значений, одно из них "Рука" и это буквальное значение, среди остальных присутствуют такие значения как "власть", "могущество", "дары". Сторонники таъвиля (аллегорического толкования) говорят, что значение "йадуллахи" - это могущество Аллаха, или дары Аллаха и т.д.
Школа ашъаритов - это та школа, которая существовала в Ингушетии в единственном роде со дня принятия Ислама. Эта та школа, приверженцами которой являлись и являются большинство исламской уммы. Нет ни одной научной области, имамами бы в которой не являлись ученые-ашъариты. И как сказал один наш товарищ, достаточно для малочисленных противников школы имама Ашъари унижения в том, что они вынуждены обращаться к книгам ученых-ашъаритов.Это мы видим даже на примере Ингушетии: сторонники нововведений вынуждены обращаться к книгам ашъаритов когда дают уроки по тафсиру, фикху, хадису. Да что там книги, даже Священный Коран Всевышний Аллах сохранил посредством ашъаритов. Нет ни одной цепочки передатчиков Корана, в которой не было бы ашъаритов.
Шафиитский ученый из рода Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), обновитель религии 12-го столетия, имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад аль-Хусайни (1044-1132 х) писал:
«Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акыде - это то, на чем большая часть исламской Уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ашаритам и кто вступил на их путь, были имамами, обладающими знаниями на протяжении многих дней и годов. Они имамы в таких науках как таухид, калям, тафсир, кыраат, фикх, усуль аль-фикх, хадис, его разделов, тасаввуф, язык, история». («Найлюль марам шарх акидатуль Ислам»).
Опасность подобных нововведений настолько высока, что ученые говорят о дозволенности для правителя казнить главарей и учителей, распространяющих нововведение и призывающих к нему (см. Хашият ибн Абидина, т.4, стр. 243).
Ваххабизм - это болезнь, которая практически не лечится. Но от нее можно предостеречься, если вовремя сделать прививку в виде получения знаний у суннитских ученых и в первую очередь знания о вероубеждении.
И поистине, мы лишь доводим, а наставляет Аллах!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment