musa_abadiev (musa_abadiev) wrote,
musa_abadiev
musa_abadiev

Categories:

Нужен ли нам шейх?

Оригинал взят у darqawi в Нужен ли нам шейх?
Великий ученый в области усуль уль-фикха, Абу Исхак Ибрагим ибн Муса аш-Шатыби аль-Гарнати, автор «аль-Мувафакат», «аль-'Итисам» и других книг, однажды спросил великого суфийского наставника своего времени, имам-хатыба главной мечети Кайравийина, Абу Абдуллаха Абдуллаха ибн Аббада ар-Рунди, о том, является ли обязательным для салика (идущего) вставшего на путь к Аллаху (сулюк) иметь духовного наставника (шейх ат-тарика ва ат-тарбия), чтобы он помог ему завершить его духовное образование, развитие и взросление. Его ответ был следующий:

«Шейх, к которому обращаются на пути сулюка (духовного совершенствования), бывает двух видов: 1) шейх та'алима* и тарбии**, и 2) шейх та'алима, но не тарбии. Шейх тарбии не обязателен (дарура) для каждого салика. Но он необходим тому у кого притуплен ум и чей нафс упрям. Что же касается того, кто сообразителен и чей нафс склоняется (к благому), для него (шейх) не обязателен в этом отношении. Но подчинение своего нафса шейху для него более предпочтительно (не обязательно). Что касается шейха та'алима то он обязателен для каждого салика.

faqih

Что касается причины по которой шейх тарбии необходим для тех, кого мы упомянули, она очевидна, так как завесы, скрывающие их души (нафс) очень плотны. И только шейх духовного знания (мурабби) может поднять их и снять. Они (салики) подобны тем кто страдает от хронических заболеваний и болезней тела. Без сомнений, они нуждаются в знающем враче, который бы лечил их заболевания сильными лекарствами.

Причина же, по которой шейх тарбии не является необходимым для того, кто обладает острым разумом и контролирует свой нафс, в том что его большой ум и склонность нафса (к благому) придает ему пользу от него, и (поэтому) тот амаль, что был передан ему шейхом та'алима, держит его на пути прямо (истикама), как не держал бы других людей (не обладающих подобными качествами). И он завершит свой путь с разрешения Всевышнего Аллаха. Никакой вред не страшен ему на пути сулюка, если он стремится к этому надлежащим образом, и подходит к нему через его (правильную) дверь.

Опора на шейха тарбии это путь поздних имамов. А опора на шейха та'алима это путь первых из них. И это ясно из книг многих авторов, таких как Харис аль-Мухасиби, Абу Талиб аль-Макки и другие, судя по тому что они не оговаривали в своих книгах (необходимость в) шейхе тарбии, так как об этом упоминают более поздние (авторы). Вместе с тем они упоминали основы наук (особенных) людей (каум) и их ветви, также как их первичные и вторичные условия, особенно шейх Абу Талиб. Отсутствие упоминания этого (шейха тарбия) есть доказательство тому, что он не является условием и необходимостью на пути идущего (салика).

Это тот проторенный путь, по которому следовало большинство идущих (саликин). И он подобен состоянию наших древних предков (саляфов), так как не было передано от них, чтобы они брали себе шейхов тарбия, связывали себя с ними, держались бы их так, как ученики держатся шейхов мурабби. Их состояние заключалось в получении знаний, и в стремлении к улучшению своего состояния, методом товарищества (сухбат) и братских отношений друг с другом. И они достигали огромного духовного роста, оставлявшего следы внутри их и снаружи, с помощью встреч и посещений друг друга. По этой причине они бродили по городам, и сделали своей целью встречи с аулия Аллаха, учеными и с усердными поклоняющимися ('уббад).

Что же до книг Ахлю Тасаввуф (суфиев), то оно основаны на (обучении) с шейхами та'алима, ибо не дозволено брать пользу из них, если только читающий не убежден, что тот кто написал их является человеком ильма и ма'арифата, и одним из тех, за кем дозволено следовать. А это убеждение не достигается иначе как через надежного (му'атамад) шейха или через надежный путь (тарикат). Поэтому, если извлеченная из них польза (фаида) ясна и находится в согласии с внешней (захир) стороной Шариата, приемлемым образом, то этого достаточно. В противном случае, он обязан обратиться к шейху, то есть к шейху та'алима, за разъяснением. Так что шейха никак не избежать!”

*Та'алим - приобретение шаритских знаний, таких как акыда и фикх
** Тарбия - духовное воспитание.

Из комментария шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды на книгу имама Хариса аль-Мухасиби, «Рисаля аль-Мустаршидин».

(Дар ас-Салам:стр.39-41. Цитата их книги шейха Ибн 'Аббада «Ар-Раса'иль ас-Сугра», стр.106-107 и стр. 125-126.)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments